Supaplex

Наверняка у каждого, кто играл в компьютерные игры в совсем юном возрасте, были такие игры, в которые играть было страшно или, как минимум, не совсем комфортно. Это могли быть игры с какими-то монстрами, определенной графической стилистикой, звуковым сопровождением и т.п. В Supaplex я играл в возрасте, примерно, 5 лет и она была для меня подобной игрой, не страшной, нет, но некомфортной. А все благодаря ее необычной стилистике, оформлению и звуковому сопровождению.

Supaplex была издана в 1991 году на платформах MS-DOS и Amiga компанией Dream Factory. Что интересно, в силу технических особенностей, на ПК игра шла тем быстрее, чем лучше были характеристики процессора на конкретной машине. Для исправления данного бага пришлось пересобирать игру, что привело к существованию отдельной версии для MS-DOS — Supaplex-SpeedFix. Оригинальная игра разрабатывалась Майклом Стоппом и Филипом Джесперсеном, двумя швейцарскими студентами (также два парня из Лондона пытались портировать игру на Atari ST, но работу над ней они так и не завершили).

Итак, игра представляет собой двухмерную аркаду-головоломку. Действие разворачивается внутри программной части какого-то компьютера. Мы играем за компьютерный вирус по имени Мёрфи — милый, добродушный (ли?) красный колобок, очень похож на Packman’а, только красный. Он проходит уровни-головоломки и его задача пройти до выхода из каждого уровня. Всего уровней 111, при этом каждый уровень имеет интересное “говорящее” название, отражающее суть уровня.

Мерфи очень опасен для компьютера, но очень уязвим — он умирает от любого чиха: на него может что-то упасть, что-то взорвать, что-то съесть (примерно так и выглядит жизнь настоящего вируса — он должен быть неуловим как ниндзя, очень точная аллегория). Задача усложняется тем, что для того чтобы выйти с уровня, нашему альтер-эго нужно собрать определенное количество объектов “инфотронов”, разбросанных по уровню в самых опасных и непредсказуемых местах (визуально представлены в виде атома). В зависимости от уровня количество инфотронов на уровне может быть равно необходимому для выхода с уровня, может быть больше, а может быть и меньше, для таких ситуаций существуют способы генерации дополнительных инфотронов.

Основное заполнение уровней — печатная плата, которую наш герой поедает при перемещении (ей заполнен весь уровень, кроме ячеек с другими объектами). Также она является препятствием для перемещения других движущихся объектов игры. В некоторых кусочках платы могут возникать “глюки”, такие кусочки будут время от времени мерцать электрическими разрядами, если Мерфи съест кусок платы во время глюка — он умрет. Границы уровня обозначены аппаратной частью — непроницаемой материей, которую нельзя уничтожить. Стены уровней могут состоять, как из аппаратной части, так и из чипов оперативной памяти, которые, в отличии от первой, разрушаемы.

В достижении цели нашему колобку будут мешать враги, жители компьютера — Электроны и Сник-Снэки. Электроны — мерцающие звездочки, а Сник-Снэки — объекты в виде ножниц, которые путешествуют по свободному от основы пространству (т.е. по местам “съеденным” Мерфи). Если они догонят и поймают колобка — он умирает и уровень приходится начинать заново. Упрощает ситуацию как то, что враги движутся по определенному алгоритму — по левой стене и левым поворотам, так и тот факт, что их можно уничтожить, при этом каждый умерший Электрон генерирует на месте смерти девять инфотронов (а если цепная реакция от взрыва повлечет за собой смерть одного или нескольких Сник-Снэков, то количество дополнительных инфотронов увеличится).

В отдельный вид “врага” можно выделить Зонков. Зонки это стальные шары, которые являются препятствием, но, в отличии от аппаратной части и чипов оперативной памяти — движимы. Они падают с других Зонков, чипов и инфотронов. Их можно толкать (но нельзя тянуть) и уничтожать. Большинство смертей в Supaplex происходит из-за неосторожного обращения с ними — крайне опасные ребята.

Единственное оружие Мёрфи против врагов — дискеты. Это местный аналог взрывчатки. Дискеты бывают нескольких видов:

  • Оранжевые. Ведут себя аналогично Зонкам — их можно толкать, они так же падают. Единственное отличие — при падении они взрываются (также взрываются если на них падает инфотрон или Зонк).
  • Красные. Их можно съедать (аналогично инфотронам), а после чего расставлять в любых свободных местах. Детонирует от падения инфотрона, но не реагирует на падение Зонков. При попадании волны от другого взрыва уничтожается не взрываясь.
  • Желтые. Единственные дискеты, на которые не воздействует гравитация (т.е. они не падают, если под ними нет другого объекта), вследствие чего их можно толкать в любую из четырех сторон. Взрываются они от падения на них инфотрона, или от другого взрыва (от падения Зонка не взрываются). Также подорвать их можно использовав специальные объекты на уровне, которые называются “Терминалы”. При касании колобком терминал взрывает все существующие желтые дискеты на уровне.

По своей, сути, Supaplex это переосмысленный, переработанный и улучшенный клон игры Boulder Dash, которая является доработанным клоном Digger, который является доработанным клоном Mr. Do и Dig Dug, которые… в общем, вы поняли — все (или почти все) есть переработанный клон чего-то и это не значит, что конечный продукт плох. Как говорится “Хорошие художники копируют, великие воруют”. Эта игра вышла из-под пера очень хорошего художника.

PS: если вы считаете себя гуру игр-головоломок, обязательно (я не шучу — обязательно) попробуйте Supaplex…только прежде не забудьте запастись достаточным количеством успокоительного (каким-бы вы там не были гуру).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *